Благодарная Лиза

Лапки вмёрзли в лёд, она стояла и не было никакой надежды на спасение.

Вы бывали когда-нибудь на Дальнем Востоке зимой?
Я расскажу одну душещипательную историю, которая произошла в далёкие восьмидесятые в Хабаровском крае, рядом с городом Амурском.
Город в то время насчитывал около двадцати пяти тысяч населения и как вы вероятно догадались, находился и находится по сей день на берегу реки Амур, граничащей с Китайской Народной Республикой.
Природа в то время была практически не тронутой, хотя Целюлозно-картонный комбинат быстрыми темпами наращивал производство высококачественной бумаги, идущей на экспорт в Японию.
Стране нужна была как всегда валюта, поэтому вместе с наращиванием производства, наращивали выбросы в дамбу промышленных отходов.
Частенько можно было видеть такую картину, когда рыба тоннами всплывала на поверхность воды кверху брюхом и тухла под лучами жаркого дальневосточного солнца.
Никому до этих грязных выбросов не было дела, главное - план, ради выполнения которого, не берегли ни природу, ни людей.
Представьте себе Первомай. Толпы трудящихся масс единой колонной движутся по направлению к Комсомольской площади, но идут они почему-то не целиком, а только верхняя половина тел.
До пояса их скрывает жёлто-коричневый туман, состоящий из смеси аммиачных и сернистых газов.
- Слава КПСС! Ура, товарищи! - раздаётся в громкоговорителях и верхняя часть поддатых тружеников вторит: Ураааа!
Зимой желтизна газовых смесей яркими акварелями расползается по девственно белому снегу, по которому, хрустя унтами, идут на зимнюю рыбалку махальщики.
Кто это такие? - спросите вы и я вам отвечу - это рыбаки, которые используют рыболовную снасть с названием "махалка".
Короткое удило, сантиметров тридцать пять с душкой на конце и двумя гвоздями для наматывания лески 0.5 мм. , а на леску в конце привязывают особым способом поперечную, самодельную блесну с двумя крючками на концах.
Эта штуковина называется сиговкой. Она напоминает маленькую рыбёшку, по бокам которой латунь и олово. Это делается для того, чтобы она одинаково была видна и играла как в прозрачной, так и в мутной воде.
Чуть выше сиговки привязывается поводок из той же лески с крючком для нарезки, - это приманка.
Возьмём, к примеру, сига. Он чувствует запах мяса в воде и видит блеск постоянно подпрыгивающей рыбёхи - это по очереди рыбак дёргает махалки вверх, сам находясь на льдине.
И так, сиг подходит ближе, а тут под него крюк втыкается - всё, попался.
Вокруг махальщик оборудует стену из торосов, чтобы не замерзать на ветру и прорубает пешнёй две большие лунки, через которые и ловит.
Семь щук за семь минут. Стену не построил, видимо и так хорошо.
Семь щук за семь минут. Стену не построил, видимо и так хорошо.
Долбить порой приходится очень долго, лёд промерзает до полутора метров и бур на Амуре не уместен, так, как рыбины попадаются такие, что толпа мужиков обдалбывают лунку пешнями, чтобы вытащить стокилограммового сома, морда которого, не пролезает в отверстие.
Одного такого даже бросили, никто не взял, потом на нём рыбаки сидели - рыбалили. Говорят, что старый сом не вкусный, мол у него мясо как опилки, да ещё и трупами питается.
Такие дела. Но не всегда удаётся наловить , тут, как карта ляжет, а точнее, как на яму попадёшь. В таких местах спит карась и сазан и для его ловли уже используют не сиговку, а краба.
Вот мужик идёт домой, не солоно поймавши, весь улов - пара коньков и то для собаки. Рыбки хоть и крупные, но очень костлявые и не совсем вкусные.
Звали мужичка Паша. Работал он фрезеровщиком на военном заводе АМЗ, но ни одного выходного не пропускал, чтобы не порыбачить.
Отдыхаешь душой и азарт конечно, если клёв пойдёт. Сидишь себе, машешь, а мысли где-то в других степях. Вдруг бац! Как зацеп и повело в глубину - точно что-то крупное!
Жил он в посёлке Нахаловка на окраине города в частном доме и имел коз, курей и огород, на котором не разгибаясь пахала супруга Наталья Федотовна.
Хрустит значит он по насту, уже темнеть начало, а сзади на верёвке пешня по льду гремит, хорошо, тепло идти, хотя пар из носа сразу на "землю" опадает, где-то градусов -40.
Но в тех краях воздух сухой, поэтому мороз по-другому ощущается. Правда можно и уши запросто отморозить, но то такое... Ушами рыбу не ловить.
А это было начало зимы, то есть по берегам лёд ещё ни везде встал и тут слышит: Тяв!........ Тяв!
Остановился, откуда тут собаки?- послышалось - подумал он, идёт дальше. Опять: Тяв! ...
Павел остановился, закурил и стал присматриваться и прислушиваться.
Прищурился на берег и что-то ему там рыжее показалось. Пошёл в том направлении.
Чем ближе подходит, тем яснее видит лисицу, которая вмёрзла лапами в лёд.
Стоит бедная на месте задом к Павлу и только голову назад поворачивает. Главное, что не боится, видимо совсем замёрзла и только на человека надежда.
Павел близко подойти не смог, побоялся провалиться, а уже представляет, как бабе шкуру на воротник подарит и мясо собаке будет на пару недель.
Решил лису пешнёй убить, потом подползти и как-нибудь достать трофей.
Пока кубатурил, лиса на него смотрела и он буд-то слёзы у неё увидел.
Вспомнил, что у него штаны в рюкзаке от химзащиты, достал, надел поверх унтов и пошёл на свой страх и риск лису освобождать.
Та скулит - еле жива, дрожит, Павел лёг на живот и подполз поближе. Погладил по голове - лисичка даже не сопротивлялась и попробовал пешнёй лёд сломать - не получается держать вертикально такой инструмент.
Тогда решил сачком для сбора юшки (лёд в проруби), слава Богу он из цельного металла был сделан, обод, я имею ввиду и давай обдалбывать вокруг лисы.
На радость и лисе и мужичку, лёд поддавался ударам и вскоре рыжая была полностью освобождена от оков льда.
Совсем ослабела, даже стоять не могла и видимо ноги сильно отморозила. Павел Николаевич расстегнул шубу и упрятал под неё еле живую лису.
Уже по темноте пришёл домой, пёс на привязи мечется, скулит, чувствует запах лисы, но это ж хозяин!
Вошёл в тёплую хату и вынул из-за пазухи лисичку,- супруга ладонью рот прикрыла от неожиданности, чтобы не крикнуть.
- Из льда её выдолбил! - сказал он домочадцам и тут началось уже настоящее спасение зверька.
Прошли сутки и в гости по приглашению жены пришёл её брат-ветеринар. Осмотрев зверька, сказал, что одну лапу надо будет ампутировать.
В общем спасли они её как-то и осталась она у них жить, правда без одной ноги, а назвали её Лизой.
Всех домочадцев лисичка полюбила и они её, но больше всех она обожала своего спасителя дядю Пашу. Бывало придёт он домой после работы, ляжет на кровать и она к нему в изголовье пристраивается и лысину лижет - так он с ней и засыпал.
Но однажды дядя Паша не проснулся, сердце отказало. Лиза плакала прямо как человек, а через месяц и сама умерла - ничего не ела.
Похоронили её недалеко от могилы Павла, за изгородью кладбища на аманальном.
А какая там тайга! Можно двести километров прошагать и никого не встретить, если только медведя, да и то вряд ли - он людей шарахается.
Автор Олег Потопяк, подписывайтесь.

Комментариев нет: