Качество СССР

С теплотой в сердце вспоминаются детские конструкторы: "Юный радиолюбитель", "Юный химик", "Юный часовщик", и т.д.

Эх, какое было время!
Я родился в то время, когда каждому до каждого было дело.
Невозможно было себе представить, чтобы какой-нибудь подросток ругался матом или курил прилюдно, брали за ухо и вели к родителям.
Детство и юность я провёл на дальнем востоке, родился в г.Райчихинске Амурской области.
Уголёк заканчивался в шахтах, город стагнировал, поэтому родители решили переехать в Хабаровский край.
В тех местах жуткими темпами развивалась военная промышленность и платили побольше.
В общем мне понравился город, в который мы перебрались, назывался он Амурск.
У каждого второго имелась речная лодка с мотором, что позволяло осенью вылавливать красную рыбу сетями и для себя и на продажу.
На пляже, когда начинался ход кеты, в большом количестве собирались рыбаки на лодках с уловом.
Здоровенную рыбину можно было выменять на бутылку или расплатиться деньгами.
В нашей семье лодки не было, за то у отца были золотые руки.
Дело в том, что он был токарем высшего разряда и на весь 25-ти тысячный город имелось только два шлифовщика коленчатых валов.
Халтуры у него было тьма, а расплачивались с ним или также как за рыбу водкой, от чего часто уходил в запои.
Если приезжали с колхоза, то овощами, кто-то даже расплатился пятилитровой банкой сгущёнки.
Помню отец привёз с работы экспериментальную картошку из посёлка Эльбан, это было нечто.
Картофелины размером с небольшие арбузы, вы такого точно не видели.
Бывало и я его навещал, когда он задерживался подхалтурить и он меня научил немного своему ремеслу.
Позже мне это пригодилось в жизни, как помогли и подарки от мамы когда я болел.
Однажды она купила мне конструктор приёмника Юность КП 101, как сейчас, помню название.
Конструктор оказался для меня не по плечу и тогда мама сама его собрала.
Это был сложный гетеродинный приёмник с короткими, средними и длинными волнами.
Хоть он и не заработал(без приборов невозможно было настроить гетеродин), я увлёкся этим делом и вскоре моя комната превратилась в склад радиотехники.
Было решено купить конструктор попроще, с него всё и началось.
Друзья приносили мне с помоек технику, а я разбирал её на запчасти.
Однажды мне попалась в руки тонкая книжица про первого изобретателя радио А.Попова.
В ней описывался полный процесс изготовления первого его радиопередатчика и приёмника и я изготовил его реплику.
Испытав его и получив результат, отнёс в кабинет физики вместе с вибратором Герца
Параллельно увлёкся фотографией, стал ходить в фото-кружок и там достиг неплохого уровня.
Мы сами из отдельных реактивов составляли проявители и закрепители для ч/б фотографии, а позже и для цветной печати.
Тут тоже мне захотелось изготовить реплику прообраза фотоаппарата камеру Обскура, тоже получилось.
Снимал правда не на пластины, а прямо на фотобумагу, поэтому моим моделям приходилось надолго замирать для нормальной экспозиции.
После этого при помощи контактной печати изготавливал позитив.
В общем так во всём и до сих пор.
Благодарю мать за то, что увлекала меня всякими интересными вещами, только её усилиями я не попал в тюрьму.
В нашем дворе сели все кроме меня и друга Кости, он теперь живёт в Москве, а я в Питере.
У нас были общие интересы и мы много времени проводили в общих делах, а повзрослев, играли в одной группе в подростковом клубе, он на барабанах, я на гитаре.
Наш машиностроительный завод не жалел денег для клуба, дети нашего двора все были чем-то увлечены, теперь этого нет.
Клуб открыли поздно, когда мне было уже 17 лет и все наши дворовые пацаны уже мотали сроки.
Причиной тому криминогенная атмосфера в городе.
Дело в том, что вокруг находилось 14 исправительных учреждений и многие после отсидки оставались в нём, от них молодёжь и набиралась "хорошего".
Я не был ботаном, напротив, со всеми общался, но увлечения увели меня в сторону от неприятностей.
И конечно же в своё время я добывал кислород из марганцовки, изготовив химическую лабораторию.
А это было моей мечтой:
На любую тему имелись конструкторы, я постоянно курсировал по магазинам в надежде наткнуться на что-нибудь новое, ждал новых поступлений товара, это было так волнительно.
Однажды мы купили бобинный магнитофон производства Вильнюса ''Эльфа-201-3 стерео''.
К тому времени я уже играл на гитаре, а в магнитофоне была функция записи на два канала по отдельности.
Я смекнул и стал записывать партии разных инструментов на один канал прослушивая одновременно ритм и мелодию на другом, получилось наложение.
В итоге я один играл и пел за весь ансамбль, правда для этого пришлось отключить стирающую головку.
Приходит ко мне Костян и я ему свою запись ставлю, он мне: "Чо за групешник?".
Приятно было, что такой продвинутый меломан не смог вычислить самопал.
Думаю достаточно, а то вы уже видимо устали читать мои мемуары.
Просто я к тому, что и сегодня нужно детям не предлагать услуги в обучении, а воспитывать в них в первую очередь личность.
Для начала нужно открыть побольше подростковых клубов, желательно в каждом дворе.
Пару лет назад решил вспомнить молодость, купил инструменты и поиграл от души.
Только не "Урал"!
Только не "Урал"!
Записал несколько песен и вот одна из них, правда микрофон плохой и голос получился не очень.
Раньше мы думали, что советские товары очень плохи, теперь же они раритет и стоят немалых денег.
Магнитофон "Эльфа",- привет Литве! Где теперь их промышленность?
Олег Потопяк

Комментариев нет: